Инженерно – геологические изыскания

Спешим Вас обрадовать.

Если Вы решили построить дом по технологии «евро», из реечек и пенопласта, или хижину дяди Тома по технологии «американо», из глины, соломы и фанеры, то с инженерно – геологическими изысканиями можете даже не заморачиваться. Через 20 лет такой дом, специально созданный для неимущих Евросоюза и Америки, все равно сам развалится.

А если решили построить дом на века, как собственно, на Руси принято, то инженерно – геологические изыскания помогут Вам сэкономить пару миллионов полновесных российских рублей.

Существующее положение вещей

С 1 января 2010 г. вступил в силу федеральный закон № 148-ФЗ, согласно которому заниматься инженерно – геологическими изысканиями имеют право только участники организаций с благозвучным названием СРО, которые, заплатив сами себе, и страховым компаниям немалые денежки, получили право выдавать друг другу допуски и разрешения на проведение изыскательских работ.

Мы не знаем, с какой целью был принят этот закон, но совершенно точно, не для усиления контроля и повышения качества инженерно – геологических изысканий.

Объясняем свою позицию: мы являемся сторонниками жесточайшего государственного контроля, прежде всего со стороны местной власти, за инженерно – геологическими изысканиями в сфере строительства.

Сразу после вступления закона в силу, начался шквал звонков от разных организаций, новоявленных участников СРО, с предложениями съездить за тридевять земель, сделать шнеком пару скважинок и, высосав из пальца прочностные характеристики горных пород, написать отчетик, прикрываясь их допуском. Причем, задарма.

Товарищи дорогие, зарубите себе на носу, мы туфтой никогда не занимались, и заниматься, не намерены. Мы прекрасно осознаем меру своей ответственности за проведение инженерно – геологических изысканий.

Либо мы работаем, так как положено, либо не работаем никак.

Вы уже поняли, что мы не являемся участниками СРО, и формально, проводить инженерно – геологические изыскания не имеем права. Но из этого вовсе не следует, что мы не знаем, как это делать. Мы всегда готовы к сотрудничеству со здравомыслящими людьми.

Информация для тех, кто решил построить свой дом.

Наконец- то наступило то время, когда люди научились считать свои денежки, вкусив все прелести работы гастарбайтеров, и все чаще стали обращаться к специалистам, прежде всего к проектировщикам, за консультациями, с просьбой подсказать им, как правильно построить дом.

И вдруг оказалось, что строительство – не только искусство с красивыми картинками, но, прежде всего, точная наука, основанная на расчете и жесточайшей экономии. И как любая наука, требует точных исходных данных.

Таковыми для строительства являются результаты инженерно – геологических изысканий.

По ним проводятся:

- оценка инженерно – геологических условий участка строительства;

- выбор типа оснований (естественное, улучшенное, искусственное);

- выбор типа, конструкции и материала фундаментов в зависимости от прочностных характеристик грунта, конструктивных особенностей зданий и сооружений, глубины промерзания грунтов, гидрогеологических условий, агрессивности вод и грунтов, технических возможностей производства работ, опыта строительства.

И много еще чего.

Чтобы облегчить себе жизнь, перед тем, как заказывать проект, настоятельно рекомендуем Вам обзавестись топосъемкой масштаба 1: 500. Топографический план потребуется не только для проектирования, но и для проведения инженерно - изыскательских работ.

Многие архитекторы и проектировщики не в курсе того, что именно они должны подготовить техническое задание на проведение инженерно – изыскательских работ и разработать схему расположения скважин.

Поэтому нередко возникает ситуация, когда они посылают Вас к бурильщикам со словами: «Они должны все знать!», а бурильщики посылают Вас куда подальше.

Подумайте сами, откуда бурильщикам знать, какие тараканы ползают в головах архитекторов, и что они собираются строить.

Специально для архитекторов, конструкторов и проектировщиков, которые «не в курсе».

Образец: «Техническое задание на проведение инженерно – геологических изысканий». И дополнительно впишите, что вам еще необходимо знать для успешного выполнения заказа.

Не надо писать: «Пробурить одну скважину на глубину 4 метра». Лучше почитайте нормативные документы. А если лень, напишите: «Выполнить бурение 5 скважин «конвертиком», в осях предполагаемого здания, согласно схеме расположения скважин». (Только схемку не забудьте приложить).

Не надо писать: «Пробурить 7 скважин глубиной 18 метров под одноэтажный деревянный дом». Пожалейте своих Заказчиков. Им не на что будет строить дом.

Надо отметить, иногда встречаются весьма экзотические требования. Например, исследовать влияние агрессивных грунтовых вод на кокосовое мочало с глинистым заполнителем. Зря смеетесь! Между прочим, хороший гидроизолятор.

Из вышесказанного – вывод: Проведение инженерно – геологических изысканий осуществляется на основании технического задания, с приложением схемы расположения скважин на топографическом плане М 1:500, подготовленного проектной организацией и утвержденного Заказчиком. И не забудьте поставить свои подписи, господа!

Введение в инженерную геологию

Первичным источником знаний о геологическом строении Вашего участка является столбик породы (на геологическом языке - керн), (Рис. 1), который, выудят из под земли хитроумнейшими приспособлениями физически крепкие, веселые, но не всегда вежливые ребята, приехавшие к Вам на буровой машине.

От того, насколько аккуратно они это сделают, и зависит судьба Вашего дома.

Добыть керн можно разными способами: колонковым, ударно – канатным, вибрационным, любым, дающим образцы породы в виде столбика породы (керна), образовавшегося в результате кольцевого разрушения забоя скважины.

Самым щадящим, менее всего изменяющим структуру отобранного образца, является колонковый способ.

После того как бурильщики нежно извлекут добытый образец из колонковой трубы, он попадет в руки геолога, который обязательно должен присутствовать на скважине. В его обязанности входит этот керн «обнюхать», измерить, определить название породы, упаковать в специальный контейнер, чтобы сохранить естественную влажность, приклеить бирочку и сделать соответствующую запись в блокнотике (на геологическом языке – полевом журнале).

Затем упакованный образчик доставляют в пыточную камеру грунтовой лаборатории, где умные люди в белых халатах подвергнут его всяческим истязаниям, и в конечном итоге изотрут в порошок. В результате керн превратится в колонки цифр с завораживающими названиями, типа «модуль деформации», «плотность скелета», «сцепление» или «угол внутреннего трения».

Вот эти цифры и должен обобщить геолог, родив «Технический отчет об инженерно – геологических изысканиях».

В «Техническом отчете» должны быть отражены:

  • местоположение и рельеф
  • инженерно – геологические условия
  • гидрогеологические условия
  • сводная таблица физических свойств грунтов по ИГЭ
  • сводная таблица нормативных и расчетных значений физико-механических свойств грунтов
  • коррозионная активность грунтов
  • коррозионная активность вод
  • протокол стандартного химического анализа воды
  • акт тампонажа скважин
  • акт технической приемки полевых работ
  • схема расположения скважин
  • колонки (описания) скважин
  • геологические разрезы по линиям скважин

Это-минимум.

«Технический отчет» должен быть подписан геологом и директором предприятия, и его должна украшать большая жирная синяя печать.

Только после этого «Технический отчет» становится официальным документом, на основании которого и осуществляется проектирование Вашего дома.

Так должно быть.

Но мы живем в России. Народ у нас творческий и изобретательный.

Некоторые, ныне здравствующие участники СРО, решив, что они знают о грунтах и водах Ленинградской области всё, внедрили ускоренный метод отбора керна. Шнековый.

Для несведущих: шнек, (рис. 2), как нож в мясорубке, превращает горные породы в фарш.

Затем бурильщик сапогом 46 размера, или геолог с помощью кувалдочки, забивают этот фарш в гильзу (а за неимением последней в короткую трубу) и сдают это под видом керна в лабораторию.

Задача лаборатории: определить по фаршу в прожаренной котлете, какого цвета, веса и роста была корова, и сколько давала молока?

В грунтовых лабораториях работают вменяемые и очаровательные тетеньки в синих халатиках. Они по-честному обрабатывают такой «керн», и по-честному выдают физико-механические свойства несуществующих грунтов.

Думаем, не надо доказывать, что ценность такой информации тождественно равна нулю.

Знайте, если Ваш дом рухнет, то, возможно, виноваты не проектировщики и строители, а директор буровой конторы и геолог, со шнековой мясорубкой в руках.

Поэтому, если увидите, что на Вашем участке изыскания проводятся с помощью шнека (рис. 2), без применения специализированных пробоотборников, сохраняющих образцы ненарушенной структуры, гоните таких «изыскателей» ко всем чертям.

Из вышесказанного – вывод: Не зря говорят: «Земля – дело темное!».

Введение в инженерную геологию (Продолжение)

Для того, чтобы плавно перейти к разговору о стоимости работ, Вам придется познакомиться еще с одним термином из геологического языка. С загадочным ИГЭ. По-русски, инженерно – геологический элемент.

ГОСТ 20522-96. «Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний» трактует это понятие так:

ИГЭ – основная грунтовая единица при инженерно – геологической схематизации грунтового объекта.

Всё понятно? Не очень.

Тогда сформулируем так: ИГЭ – это объем грунта близкого по составу и свойствам, с одинаковыми прочностными и несущими способностями, на основе которых выбирается конструкция и рассчитывается несущая способность фундаментов зданий и сооружений.

Опять непонятно?

Ну, тогда на пальцах.

Посмотрите на рисунок 3.

Предположим, на Вашем участке пробурили инженерно – геологическую скважину (левая колонка), глубиной 9 метров.

Первые полметра – это знакомый Вам по грядкам чернозем. Затем последовательно идут: слой зеленовато-серых суглинков; слой желтовато-коричневых обводненных песочков; слой красновато-коричневых глин; слой коричневых песчаников; и завершает парад - слой голубовато-серых глин.

Внутри слоя один и тот же, скажем, суглинок может пребывать в разном состоянии. Где-то более песчанистый, где-то более глинистый. Поэтому прочностные характеристики его внутри слоя разные.

Так вот. Участки одного и того же геологического слоя обладающие разными прочностными характеристиками и называются инженерно – геологическими элементами.

А теперь взгромоздите на этот слоеный пирожок скромный особнячок весом с килотонну. Что будет?

Чтобы знать, что будет, ГОСТ предписывает отобрать из каждого ИГЭ не менее 6 образцов и испытать их в лаборатории.

Еще один важный момент.

На рис.3, на глубине 2.5 м., то есть на глубине заложения фундамента, показан слой обводненных песков. Подобный водонасыщенный слой встречается в Ленинградской области практически повсеместно.

Своим происхождением воды этого слоя обязаны атмосферным водам, прежде всего дождевым и талым. В период интенсивного выпадения осадков, наблюдается значительный подъем их уровня, что нередко приводит к затоплению подвальных помещений.

Кроме того, атмосферные воды, просачиваясь через слой чернозема богатого органикой, обогащаются нитратами, фосфатами, сульфатами, фторидами, водные растворы которых являются сильными кислотами – азотной, фосфорной, серной, плавиковой.

Вспомните школьный курс химии, и представте что будет с металлом, например, с арматурой фундамента, свинцовой оболочкой кабеля, водопроводными и газовыми трубами, контуром заземления?

Думаем, не надо объяснять, что точное определение глубины залегания и степени агрессивности таких вод является одной из основных задач инженерной геологии.

Кстати, об анализах вод. Случай из практики.

Выявили мы как то одно милое загрязнение вод нефтепродуктами. И сдали воду, воняющую соляркой в лабораторию одного из монстров инженерной геологии на стандартный химический анализ. Каково же было наше удивление, когда в заключении прочитали, что вода запаха не имеет, и по общесолевому составу соответствует ГОСТу.

С тех пор, мы с монстрами не работаем.

В связи с вышесказанным, хотим познакомить Вас с ещё одним методом «разводки», черезвычайно опасным для Вашего кармана.

Называется: отбор керна колонковой трубой с промывкой.

Суть метода в том, что бурение скважины производится колонковой трубой с одновременной подачей в неё буровым насосом промывочной жидкости, чаще всего воды. Скорость проходки при этом многократно увеличивается.

Однако керн, который находится внутри колонковой трубы, подвергается воздействию воды, и меняет свою естественную влажность до неузнаваемости. (Естественная влажность - основной параметр, по которому рассчитывается несущая способность грунтов.) Рыхлые и сыпучие грунты попросту вымываются. Определить глубину залегания вод, в том числе агрессивных, невозможно.

Даже если геолог по-честному обработал и упаковал добытые образцы; даже если лаборатория по-честному провела испытания этих измененных грунтов и выдала честные результаты; то проектировщик, глядя на цифры, думает, что имеет дело с болотом, и по-честному рассчитывает соответствующий фундамент.

Последствия:

Мы раньше ездили по Волосовскому району и смеялись. На глубине 2-х метров - монолитные известняки, атомной бомбой не прошибешь. Стоэтажный дом на столбчатом фундаменте можно ставить. А народ под жалкий домик «евро» монолитную плиту толщиной в метр на поверхности льет. Вот денег девать некуда!

А потом, по случаю, познакомились с отчетиком геологическим, по которому проектирование шло. Фирма серьезная. Таких в Питере на пальцах одной руки пересчитать можно. На первой странице: «Буровые работы проводились буровой установкой колонкового бурения с промывкой…». Всё сразу понятно стало.

Только мужика жалко. Всё по уму сделал. Геологию заказал. Семьдесят тысяч отдал. Сэкономить хотел. Вместо этого на миллион попал. Не повезло.

Теперь о стоимости.

Как бы ни ругали плановую социалистическую экономику, но именно тогда были рассчитаны и научно обоснованы базовые цены на инженерно – геологические изыскания, где всё заложено: и 7% прибыль, и зарплата в 120 советских рублей, и затраты на обновление техники, и затраты на расходное буровое оборудование. До сих пор, по нашему мнению, они правильно отражают реалии этого вида деятельности.

Чтобы понять порядок затрат, попробуйте самостоятельно рассчитать «Смету на инженерно – геологические работы».

Ориентировочные исходные данные (под двухэтажный кирпичный коттедж):

количество скважин – 5 шт.

глубина скважин – 8 м.

количество ИГЭ - 8, следовательно, количество отобранных монолитов – 48

стандартный химический анализ воды – 2

анализ на коррозионную активность – 2.

Инфляционный индекс устанавливается раз в квартал, в него, безусловно, включена коррупционная составляющая, и значение его на текущий момент Вам подскажут (наверное?) в любом СРО.

Рассчитанная стоимость и будет отражать порядок затрат на качественное выполнение инженерно-изыскательских работ на Вашем участке.

Привыкнув к полученной цифре, не спешите искать другого подрядчика, а лучше представте себя чиновником, проводящим тендер от лица государства, например, тендер на инженерно – геологические изыскания под строительство детского садика.

Вы объявили цену, рассчитанную по справедливым расценкам, скажем, сто тысяч. Один кричит: «Девяносто девять!», другой: «Девяносто восемь!», третий: «Тридцать!».

Вы молоточком по столу – бац! «Участник номер три! Подряд на проведение инженерно-изыскательских работ – ваш!»

Первые двое встали, на третьего посмотрели, пальцем у виска покрутили. И как люди чести, решение приняли - больше в тендерах не участвовать.

Скажите, так не бывает. Конечно, не бывает. На тендерах конвертики рвут.

Так вот. Первые двое, постарше, огонь и воду прошедшие, и что почем, знающие. А третий – помоложе. Геологический институт кое-как закончил, да с красным дипломом - школу бизнеса. А там ему популярно разъяснили, что главное в жизни – видимость!

Что он делать умеет? Бумажку красивую рисовать. Печать жирную ставить. Техники буровой у него отродясь не было. Да и знает он прекрасно, что за тридцать тысяч изыскания не организуешь. Впрочем, и ехать никуда не собирался. Фирма у него – однодневка, все по науке.

Вот система!

Вас как чиновника, бюджетные денежки сэкономившего, начальство по головке погладит. Участник номер три сам себя погладит, типа, бизнесмен крутой, бабок на халяву срубил, не зря диплом «евро» покупал.

А дальше то что?

А дальше такой же тендер на проектирование, тендер на строительство. Потом гром фанфар и перерезание красных ленточек. Высокие гости, и пробки в потолок от шампанского! Детский садик задарма построили!

А лет через пять такой садик рухнет. И убьет детишек.

Вопрос: кому это надо?

Товарищи дорогие! В своем стремлении удешевить строительство собственного дома, будь то инженерно – геологические изыскания или бурение водозаборной скважины, Вы действуете ровно как тот чиновник. Поэтому результат будет такой же.

С одной разницей. Чиновнику за его действия ничего не будет. А Вы, если выживите, потеряете всё.

Из вышесказанного – вывод: Помните: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»
(Народная мудрость).

Поделиться